Все уже давно выучили, что "настоящий сноубординг - это хелибординг на Камчатке и в Чили", но что делать, если твои финансы поют романсы, и ты просто не можешь себе этого позволить? Тогда наступает время настоящих парней, которым не лень идти час по глубокому снегу, проваливаться по пояс в сугробы, идти, застегнув все молнии на своих куртках и штанах, и все ради одного спуска по самому свежему и нетронутому снегу. Добро пожаловать в бэккантри.

Культуру бэккантри необходимо развивать. Судя по тому, что происходит на наших курортах, люди зачастую просто не понимают, что горы - это не просто развлечение в компании друзей. Да, все мы любим рассекать свежий снег и с криком "ю-хууу" нестись вниз. Но горы - это прежде всего ответственность за себя и за тех, с кем ты катаешься. И если этого не понимать, есть большая вероятность оказаться в самых разных ситуациях, от неприятных до трагических.

Сколько раз мы не без стыда вспоминали, как потащились за чьим-то следом и, оказавшись на скале, в лучшем случае выбирались пешком, а в худшем вызывали спасателей? Не ведитесь на чужие следы. Не слушайте незнакомых и непроверенных людей. Не верьте эйфории. Лучше доверьтесь гиду.

С этого дня мы начинаем серию статей, посвященную бэккантри-катанию в самых интересных горах нашей страны. Местные гиды расскажут о своих местах, поделятся своим опытом, поведают, как они водят людей в горы, и объяснят, почему важно кататься в незнакомых горах со знающим человеком. Начнем с Красной Поляны.

Рассказывает Алексей Митрофанов:

"Красная Поляна славится комфортным катанием - тепло, очень пушистый и глубокий снег - это связано с близким расположением теплого Черного моря. Высота склонов, на которых расположены горнолыжные комплексы - 2200 метров, нет ледников, рельеф предсказуемый, перепады высот при катании 500-1500 метров. Все это делает очень насыщенное катание неутомительным. Погода иногда ряспоряжается таким образом, что наверху вы можете кататься по искрящемуся на солнце свежему паудеру, а внизу в поселке греться на теплой траве.

Здесь есть все, кроме пологих склонов. Есть и скалы разных высоты, на которых бывают очень интересные проезды и прыжки, и волшебные буковые и пихтовые леса, гребневые стенки и конечно, же интереснейшие кулуары.

Мне пока не хватает трех лет, с тех пор, как я переехал в Поляну, чтобы накататься. Но можно хапнуть радости и за один-два дня. Оптимально планировать путешествие на неделю - это и возможность раскататься и попасть в хороший прогноз на солнце и свежий снег.

Сезон в Поляне может начаться в конце ноября и закончиться в середине мая - практически полгода, но и может быть существенно короче. Самое оптимальное время для бэккантри - весна.

Чтобы отправиться в бэккантри, требуется как минимум умение комфортно чувствовать себя на доске и твердо стоять на двух ногах. Все навыки будут понятны в первые спуски и переходы, дальнейшая программа будет направлена на получение необходимых навыков. Если человек обладает большим опытом катания в больших горах, то удовольствие будет максимальным. В среднем в день проезжаешь и проходишь до 40 км за 6 часов, с небольшими отдыхами по 20 минут, с общим перепадом до 5,5 км. Конечно, это существенная физическая нагрузка, и человек, не занимащийся постоянно какими-либо активностями, испытает дискомфорт, пока не раскатается. Но, конечно же, все маршруты и программы нацелены на повышение мастерства катания и путешествия в интересных местах, поэтому нагрузки будут соответствовать вашей физической подготовке.

Для тех, с кем я иду впервые, я провожу инструктаж: правила прохождения маршрутов, последовательность действий при нестандартных ситуациях, программа и маршруты на день, также информирую о возможном состоянии и объемах снега, уровне лавинной опасности. Идеальным является посещение семинара и практических занятий по лавинной безопасности, использовани противолавинного снаряжения и спасательным мероприятиям.

Линии спуска выбираются с учетом лавинной опасности. В начале спуска на участках, где возможен сход, возможно, будет необходимо разгрузить склон, некоторые участки проходятся с максимальной осторожностью. Оценивается возможность схода лавин из-за нахождения кого-либо наверху склона над группой.

Одежда должна быть максимально комфортная и технологичная - несколько слоев. Верхний слой - дышащая мембрана, оптимально комбинезон, средний слой - "утеплитель", и нижний - термобелье. На голове - балаклава и шлем. Защита спины и других частей тела на ваше усмотрение, но если вы собираетесь прыгать дропы и делать вращения, а также кататься в лесу и на скалах - она будет весьма востребована. Стоит отметить, что верхний слой должен быть крепок - катание в лесу и по молодому поодросту чревато сильными ударами веток по разным частям тела. Доска должна быть рекомендована для внетрассового катания. Ботинки жесткие, с подошвой, предназначенной для хождения по твердым склонам. Важно правильно настроить углы креплений и крепку фиксаци ботинка. Далее идет обязательный атрибут внетрассового кататания - лавинный датчик ("бипер"), без него катание невозможно. В рюкзаке, к которому можно пристегивать доску, лопату и лавиной щуп, телескопические палки и снегоступы, найдется место запасной маске, отвертке, фонарику, термосу с горячим напитком, шоколаду или батончикам, сухофруктам, орехам, небольшой аптечке, шапке, тонкой пуховке и запасным варежкам или перчаткам. Приветствутся лавинные рюкзаки с надувными элементами. Всегда есть возможность экипироваться или приобрести все необходимое непосредственно в Красной Поляне.

Стоимость начинается от 6000 рублей за один день катания в группе до 4 человек с сопровождением одного гида, если маршрут и склоны для спуска сложные, или группа более многочисленна, в группе будет два гида и цена возрастет. Дополнительно потребуется оплатить подъем на канатной дороге или заброску на автомобиле/ратраке/снегоходах. Стоимость скипасса в Красной Поляне от 1100 рублей в день. Спусков может быть от одного до восьми в день, в зависимости от района катания и подготовки группы.

На данный момент в Поляне достаточно гидов для того, чтобы обеспечить существущий спрос, многие работают сезонно или только по заранее спланированным программам. Возрастает интерес среди российских гидов переехать в Поляну на зимний сезон. Конкуренции пока как таковой нет, конкурировать можно только за счет высокого качества услуги и клиентского сервиса. Человек, который покатается с тобой один раз, возвратится к тебе снова, если ты квалифицированный гид, а маршруты выбраны исходя из физических возможностей и безопасны.

Маршруты и катание вне подготовленных трасс таят в себе много неожидонностей и опасности. Самые распространенные случаи - это съезд в опасные кулуары и выход на пояса скал. Попасть в такие места очень легко, а выбраться оттуда весьма непросто - это может занять несколько часов, потребутся колоссальные силы для того, чтобы пролезть сложные участки, и в конце концов можно банально заблудиться, высока вероятность травмироваться из-за усталости и потерять ориентаци с всеми вытекащими последствиями. Есть несколько "популярных" мест, в которые одинокие новички попадают почти каждый день. Также гиды будут соблюдать все правила лавинной безопасности. В Красной Поляне всегда было очень много "потеряшек", катающихся в незнакомых местах в одиночку, которые в конце концов тратят очень много сил и времени на то, чтобы выбраться из лесов и кулуаров. Что касается опасности схода лавин, то надо отметить, что в зоне горнолыжных комплексов противолавинные службы прилагат все усилия, чтоб предотвратить возможность схода лавин, склоны разгружаются, и часто катание при высокой угрозе запрещено.

Правильное снаряжение и экипировка стали абсолтно доступными, это понижает риски и повышает качество, технологии не стоят на месте, появились такие замечательные вещи, как сплит-борды - доски, состоящие из двух половинок - на них можно и кататься и ходить, как на лыжах, достаточно комфортно и быстро. В России заработала Национальная Школа Гидов, методики обучения которой построены на мировом опыте - квалификация гидов растет и культура бэккантри и внетрассового катания выходит на новый организационный уровень. Пока не везде в интересных районах катания достаточно средств для заброски групп - ратраков, снегоходов и другого транспорта, но это дело времени и спроса. Могу отметить, что в Поляне интерес к внетрассовому катанию растет пропорцинально увеличению потока туристов. Совместными усилиями надо повышать информированность потенциальных клиентов, организовывать бэккантри лагеря, семинары по безопасности и использовании снаряжения, благо все состовлящие успеха развития этого направления уже есть.

Сейчас в Поляне сезон в разгаре, и клиенты не заставлят себя ждать, каждую неделю есть группы. В основном клиенты - это обеспеченные молодые люди от 25 до 40 лет, жители больших городов с неплохой физической подготовкой. Часто работаем с иностранцами, иногда организуем маршруты и обеспечение для съемочных групп.

Бэккантри - это не только катание по целинному снегу в хорошей компании, это возможность побывать в труднодоступных и красивейших местах, выбрать наиболее интересный рельеф и состояние снега и кататься постоянно в новых интересных условиях. Бэккантри - это возможность постоянно видеть и познавать что-то новое".

Гиды Красной Поляны:

Алексей Митрофанов, 34 года. На сноуборде 7 лет, до этого на лыжах, а также на МТБ, мотоцикле, лонгборде и многих других интересных снарядах. Водит людей в горы с 1994 года. Главное желание - показать людям непередаваемую силу и красоту гор, не нарушая природного баланса. Телефон в КП 89881403161, почта freeclinic.team@gmail.com , группа в FB Freeclinic at Krasnaya Polyana

Егор Дружинин, 29 лет. Многократный чемпион России по фрирайду, участник Freeride World Tour. Инструктор по катанию на сноуборде и горных лыжах, бэккантри-гид на Кавказе и за пределами России. +7.98.82.37.39.30. @mail.ru, http://sochi-activerest.com/

Инна Диденко, работает в компании "Мастерская Приключений" с 2007 года. Учится в Школе Горных гидов, является членом Russian Mountain Guides Assosiation. http://www.snowsports.ru/

Фото: Кирилл Умрихин