Продолжая рубрику бэккантри-спотов, мы резко переносимся с юга на север, за полярный круг, к бесконечным ночам и дням, в островок пятиэтажек среди нависающих гор - Кировск.

Этот городок известен среди сноубордистов не только добычей минералов, вкусной рыбой, дешевой водкой и ежегодным сноубордическим лагерем DC.Kirovsk.Lab. Многие приезжают сюда изучать новые склоны, раскатывать широкие поля, получить новый опыт дозу освежающих эмоций. Не без помощи профессионалов, конечно. В Кировске живет и работает горный гид Александр Кузмицкий, который с удовольствием рассказал об особенностях бэккантри-катания в Хибинах.

Хибины - очень лавиноопасный район, пожалуй, это самая важная его особенность. Недаром лавинная служба в СССР возникла именно здесь, в середине 30-х. В целом же, это очень разнообразные, интересные и при этом необычные горы, аналог которым сложно даже подобрать. Основные типы рельефа в Хибинах - это широкие ровные склоны гор со скальными выходами, довольно постоянного уклона примерно в 30-35 градусов, также много узких и крутых кулуаров тектонического происхождения, ну и присутствует немного классических цирков с крутыми верхними стенками. Лес лишь обрамляет склоны по низам. Площадь наших гор больше 1000 квадратных километров, и все это по большей части места для первоклассного беккантри, сноушуинга, классического лыжного туризма и не только.



Чтобы вполне накататься, достаточно дней 5-6. Это некий разумный минимум, но чтобы наверняка, стоит ехать на пару недель - все-таки это горы. Если приехать на короткий срок, то легко можно попасть на непогоду, или, напротив, хорошую погоду, но не самый лучший снег. Именно поэтому наши фрирайд-программы длятся по 10 дней. Это самый оптимум, когда удается «схватить» и разный снег, и разную погоду.

Зимний сезон в Хибинах длится от 7 до 9 месяцев. Обычно начинают кататься в октябре, заканчивают в июне. Но это самые «голодные» до снега. Полноценный же снежный покров для фрирайда и бэккантри лежит примерно с ноября по середину мая.

Чтобы отправиться с нами в бэккантри, нужно уверенно стоять на доске и иметь желание, это самое главное. Остальное, как говорится, приложится. У нас на бэккантри часто слабые девчонки, не занимающиеся спортом, но имеющие должную мотивацию, дают фору здоровым «лбам». Если серьезно, то хорошо бы регулярно заниматься каким-то видом спорта, тогда будет и легче, и полезней. В противном случае слишком много будет преодоления препятствий и борьбы с самим собой, а не получения удовольствия от восхождения и последующего спуска.

Перед началом подъема я довольно подробно рассказываю программу на день, показываю фото горы, предполагаемого пути подъема, намечаю варианты спусков, напоминаю, что нужно брать с собой и т.д. Потом по ходу самого выхода идут многочисленные мини-остановки с рассказами про рельеф, лавинную опасность, нюансы места. Но это все факультативно. На самом деле самое важное - провести инструктаж перед спуском, дать максимально полные ЦУ, как проходить перегиб, что ожидать по мере спуска, какой коридор, делаем ли остановки безопасности и многое другое.

О лавиноопасности. Я постоянно слежу за общей историей снегонакопления в районе, за погодой, копаю шурфы, консультируюсь у соратников по цеху. Но это фоново, постоянно в течение сезона. Конкретную же лавинную опасность нужно оценивать уже для того или иного лавинного очага на момент предполагаемого спуска, что мы и делаем. Для этого, как правило, копаем шурф и проводим экспресс-тесты в зоне старта. Иногда даже сразу несколько шурфов, для большей репрезентативности. Что касается самого спуска, то его разбиваем и проезжаем по кускам, с несколькими остановками безопасности, как правило с одной или двумя, в зависимости от протяженности (в Хибинах они в большинстве своем от 1 до 1,8 км). Проезды осуществляем по одному.

Обязательно наличие шлема и рюкзака, остальная защита – на усмотрение каждого. Мы сами обычно еще используем защиту таза, так называемые «штаны» и наколенники, но это, скорее, для тепла и комфорта, чтобы можно было в любой момент времени садиться или опираться на что-то. Да и коленям полезно быть в тепле, а не мерзнуть во время остановок и в ожидании своей очереди на спуске. Конечно же, обязателен лавинный комплект - бипер, щуп и лопата, без этого выходить на катание вне трасс мягко говоря неразумно. Всем, кто приезжает на наши фрирайд-программы и лавинные курсы, мы бесплатно выдаем на время участия полный комплект соответствующего снаряжения. Это бипер, щуп, лопата, снежная пила, палки-телескопы, снегоступы. Если же люди просто приехали в Кировск и им это нужно, то, конечно же, даем в аренду. 350 рублей за лавинный комлект и 300 за снегоступы в день, причем без какого-либо залога.

Весь сезон у нас расписан с начала февраля и по конец апреля, 10-дневные фрирайд-программы и лавинные курсы идут один за другим. Все свободное время между ними (3-дневные пересменки) мы резервируем под себя и свои проекты и вряд ли кого-то возьмем покататься. Стандартная группа от 8 до 10 человек набирается обычно на 100%, и еще всегда есть ряд людей, встающих в «лист ожидания». То есть свободных мест почти не бывает. Так что, чтобы точно попасть, стоит бронироваться сильно заранее, хотя бы за пару месяцев до начала программы. Иногда к нам обращаются довольно состоятельные люди, просят устроить даже что-то вроде VIP-сопровождения, в формате нескольких дней, на выходные, но приходится им отказывать, поскольку это, так сказать, не наш объект для медитации.

Мы проводим собственные авторские программы, и это действительно «наше» дело. Стоимость 10-дневной фрирайд-школы - 15-20 тысяч рублей, в зависимости от времени бронирования. Есть ряд скидок. Сюда включены все занятия, работа гидов, прокат снаряжения и т.д. Отдельно идет проживание-питание-подъемники и дорога до Кировска. 2-недельная поездка Москвы до Москвы выходит примерно 27-32 тысяч, включая все траты. Лавинные 2-5-дневные курсы получаются, естественно, дешевле.

Постоянно работающих профессиональных гидов в Кировске 5-6 человек. Так что, хотя Хибины довольно компактны, мы почти никогда и нигде не пересекаемся, всегда катаем каждый в своих любимых районах и лавинных очагах. За весь сезон бывает от силы пара-тройка раз, когда встречаешь знакомого гида с группой. Так что совместное общение очень дружелюбное и конструктивное, без какой-либо конкуренции, что не может не радовать. Причем иногда наша уважительность друг к другу доходит до крайности. Например, с утра могут мне позвонить знакомые армейцы, проводящие тренировки в Хибинах, и спросить, куда мы сегодня ведем группу, чтобы не пересекаться в этот день, чтобы каждый катал свою гору в одиночестве, не мешая друг другу.

Народ гибнет в Кировске ежегодно, это ни для кого не секрет. Причем в некоторые года речь идет о 4-5 смертях за зиму. И это при относительно небольшом количестве катающихся. Если их было как, например, в Приэльбрусье или на Домбае, то речь шла бы о десятках. Именно гид, постоянно работающий в этом конкретном районе, знает историю снега и характер конкретных лавинных очагов. Никто другой, включая и очень опытных людей, но из другого района, не обладают этим багажом знаний. Так что это закономерная практика, общемировая: когда ты приезжаешь в новый район, ты берешь хотя бы на первый день-два гида, чтобы он тебя ввел в курс дел, и рассказал о местных особенностях.


В последнее время все больше и больше внедряется использование ски-тура у лыжников и снегоступов у сноубордистов, появляется небольшой класс сплит-бордеров, при этом идет тренд ко все более и более серьезным беккантри-вылазкам, в том числе и настоящим экспедициям в новые районы и даже регионы. Так что бэккантри сейчас находится на активной стадии развития.

Александру Кузмицкому 31 год, из них на доске он катается около 15 лет. 2 года назад Алексей и его девушка решили, что хотят жить постоянно в горах, в 10 минутах ходьбы от ближайшего склона, и начали выбирать место, куда бы переехать из родной Москвы. В списке на переезд стояли Петропавловск-Камчаткий, Приэльбрусье, Крым и Кировск. Выбрали Кировск и ничуть не жалеют об этом.

manull@bk.ru http://manull.livejournal.com

Смотрите также: Bakcountry guide Красная Поляна