С 12 по 14 августа в Хельсинки в 12-й раз пройдет музыкальный фестиваль Flow – трехдневный праздник любителей музыки и визуальных искусств. Фестиваль традиционно проводится в индустриальном районе Хельсинки Сувилахти, на территории бывшей электростанции, со стороны напоминающей известную обложку Pink Floyd.


Large flow9

Flow Festival славится своим сбалансированным составом из всего наиболее актуального, что происходит в современной музыке, с примесью старенького, но звучащего не менее свежо. Последнее чаще всего относится к хедлайнерам фестиваля, которыми в этом году станут разразившийся новым альбомом старый хулиган Игги Поп, ветераны трип-хопа Massive Attack, а также преемники Joy Division, манчестерцы New Order.


В той или иной степени к хедлайнерам в этом году можно также отнести The Last Shadow Puppets – проект лидера Arctic Monkeys Алекса Тернера и Майлза Кейна, долгое время промышляющую сочинением хитов для поп-звезд, а ныне переживающую собственный ренессанс певицу Sia и электронщиков M83 - авторов ряда саундтреков к проектам Brain Farm.




Однако на главных гостей Flow наверняка еще успеют обратить внимание, нам же хотелось бы рассказать о тех артистах, имена которых в программе фестиваля не настолько на слуху, однако их выступления, несомненно, заслуживают внимания.



ANOHNI


На Flow выступит фронтмен небезизвестной барокко-поп группы Antony and the Johnsons Энтони Хегарти, однако вы можете его не узнать. Дело в том, что в течение последних нескольких лет Энтони стал открытым трансгендером, переименовал себя в ANOHNI и записал дебютный сольный альбом, в котором выступил в новом облике – не только внешнем, но и музыкальном. Над альбомом «Hopelessness» работали такие слабо ассоциирующиеся с творчеством Antony and the Johnsons представители современной электронной сцены, как Hudson Mohawke и Oneohtrix Point Never – благодаря им музыкальная канва ANOHNI приобрела танцевальный и немного индустриальный оттенок.


Large anohni2

В целом же ANOHNI образца 2016 – это яркий представитель контркультуры, спокойным голосом поющий о глобальном потеплении, дроновых бомбардировках, не оправдавшем надежд Бараке Обаме (для иллюстрации того, насколько все прямо: песня так и называется – «Obama») и прочих остросоциальных проблемах. Невольно напрашивается аналогия с M.I.A., однако свойственной британке дерзости и эстетизма ждать не стоит, ANOHNI – это скорее печальное и интимное откровение о безысходности нашего времени.





Goldlink


Выступит на фестивале и вашингтонский рэпер Goldlink, представивший в конце прошлого года дебютный альбом «And After That, We Didn't Talk», который перевел 23-летнего парня в высшую лигу. Альбом, кстати, был записан в знаменитом автобусе бородатого волшебника Рика Рубина (и спродюсирован им же), в котором по легенде когда-то жил Боб Дилан. 


Large goldlink3


Что до музыки Goldlink, то она представляет собой смесь танцевальных жанров типа хаус и хип-хопа. Сам артист называет это «future bounce», и действительно, читает он так, что инструменталам приходится догонять и извиваться под ломаным слогом вашингтонца.


Тексты Goldlink на первый взгляд напоминают исповедь ранимого романтика, на что намекает и название его пластинки, но если вслушаться, то это вполне зрелые размышления о взрослении, любви и больших деньгах, так что выступление рэпера может прийтись по душе как любителям потанцевать и повеселиться, так и ценителям хип-хопа как поэтического слова.





Anderson .Paak


Нельзя обойти сторой и другого громко заявившего о себе в этом году представителя черной музыкальной сцены – Anderson .Paak. Интересующиеся люди могли заметить Паака, когда он, будучи еще никому особенно не известным, появился сразу в шести песнях долгожданного альбома Dr. Dre «Compton». А спустя полгода, в январе 2016-го, вышел, к слову, далеко не дебютный альбом 30-летнего калифорнийца «Malibu», который можно охарактеризовать не иначе как прорыв. 


Large paak2

В новом альбоме, с которым Anderson .Paak, скорее всего, и выступит на Flow, музыкант перемешивает жанры черной музыки словно колоду карт: здесь и нео-соул, и фанк, и диско, и конечно, хип-хоп. А главное, результат всей этой ретроспективы оказался настолько свеж, что критики всерьез заговорили о том, что хип-хоп уходит от заполонивших все трещоток и постепенно возвращается к старому звучанию.


Так или иначе, нельзя не согласиться с тем, что Паак одинаково талантливо и читает, и поет, причем в артистизме он явно не уступает Кендрику Ламару, влияние которого в «Maliby» ощутимо. Очевидно, что Anderson .Paak сейчас, что называется, на кураже, он по-настоящему кайфует от того, что ему удалось за прошедший год, поэтому его выступление обещает быть громким, ярким и искренним.





Arca


Непременно стоит сходить на выступление молодого электронщика-авангардиста Arca, за плечами которого уже два в меру нашумевших LP, и анонсирован третий, который, вероятнее всего, успеет выйти до Flow. Венесуэльский музыкант, ныне работающий в Лондоне, в первую очередь известен как продюсер: он внес свой вклад в альбом Канье Уэста «Yeezus», написал две песни для последнего альбома Бьорк и помогал FKA Twigs изобретать новый R&B. Кроме того, Arca известен как автор абстрактной, не очень комфортной, но весьма эмоциональной электронной музыки, которая разделила меломанов на два лагеря – тех, кто считает это издевательством и какофонией, и тех, кто увидел в венесуэльце музыкального пророка.


Large arca2

Творчество Arca не вкладывается в привычные форматы, композиции могут длиться меньше минуты, могут все семь, а иногда границы и вовсе невозможно обозначить. Эта музыка протягивает руку ранним экспериментам Aphex Twin, а также таинственному индастриалу и эмбиенту, который частенько можно было услышать в кино 1980-х. 


Large arca3

Arca не хватается за цепляющие аккорды или успешные синглы, он формирует свой собственный музыкальный язык, вполне понятный, если на час забыть о попкорне и покачивании головой в ритм. В этом отношении особенно интересно, как это будет выглядеть вживую, потому как такого рода артисты остаются на сцене один на один со своей музыкой и «дирижеру» необходимо пропустить ее сквозь себя, чтобы публика вышла на ту же орбиту.





Thundercat


И в завершении – по порядку, а не по важности, хочется отметить двух заявленных на Flow артистов калифорнийского лейбла Brainfeeder, который в последние годы стал проверенным поставщиком качественной электронной музыки и хип-хопа. При этом ни одного из ожидающихся из-за океана музыкантов нельзя в полной мере отнести к этим жанрам. Джаз-фанкового басиста Thundercat увлекающиеся черной музыкой с западного побережья США, в частности, тусовкой вокруг основателя уже упомянутого лейбла Flying Lotus, могут знать как сессионного музыканта, поучаствовавшего в создании альбомов того же Flying Lotus, Кендрика Ламара, Херби Хенкока, Эрики Баду и других уважаемых людей. Не удивительно, что во время записи собственных альбомов Thundercat ассистировали те, кому он сам когда-то помогал. 


Large thundercat2

Ретрофутуристический соул, медленный психоделический джаз-фьюжн, расслабленный диско-фанк – приведите это все к общему знаменателю и получите музыку Thundercat. Этот парень, выступающий в индейских головных уборах – настоящий виртуоз, ломающий стереотип о том, что басист в группе всегда лузер. Нет сомнений, что Thundercat утянет гостей фестиваля в мелодичный трип, в котором есть место и грусти, и радости, и эпичному басу.





Kamasi Washington


Kamasi Washington – еще один резидент семьи Brainfeeder с похожей на предыдущего героя судьбой, если не считать, что по-настоящему сольная карьера саксофониста началась не далее как в прошлом году. На протяжении последних десяти лет Камаси балансировал между «правильным» джазом и различными поп-проектами: играл с большими музыкантами вроде Уэйна Шортера и все того же Херби Хэнкока, вместе с тем сотрудничал со Снуп Догом, Рафаэлом Садиком и, кстати, поучаствовал в создании живой классики «To Pimp a Butterfly». 


Large kamasi1

От первого альбома Вашингтона можно было ожидать смешения всего того, что накопилось в его послужном списке, однако калифорниец не пошел по легкому пути. Чтобы описать его дебютный альбом «The Epic», достаточно привести сухие факты: это тройной джазовый альбом на три часа, с оркестром, хором и пьесами с партитурой самого Вашингтона.


Сложно сказать, когда последний раз джаз был под столь пристальным вниманием хипстерских изданий и народных масс. Камаси Вашингтон – это по-настоящему epic выставка достижений джаза за всю его историю, от Майлза Девиса до Flying Lotus.






В середине августа все эти музыкальные сокровища можно будет посмотреть и послушать в столице Финляндии. Напомним также, что Flow – это далеко не только музыка, фестиваль каждый год организует масштабную арт-программу, на территории бывшей электростанции можно посетить выставки и перформансы, а также насладиться блюдами из лучших финских ресторанов и кафе.


Фото: Flickr