Проводить сочинские мероприятия во Франции, ночевать в палатках в горах Аляски, быстро принимать решения и быть готовыми ко всему - примерно так уже 20 лет живут организаторы мирового фрирайд-тура Freeride World Tour, самых престижных соревнований по фрирайду. Накануне новой серии фрирайд-соревнований мы связались с идеологом и основателем FWT Николасом Хейл-Вудсом.


Large fwt15 verbier ddaher 2444

Freeride World Tour – это, наверное, самые непредсказуемые и нестабильные соревнования в мире. Насколько успешным в плане проведения мероприятий был прошлый год?


В первую очередь, я соглашусь, что это, пожалуй, действительно самые непредсказуемые соревнования на свете. И мы сегодня в очередной панике, потому что на улице тепло и сухо, а через несколько недель у нас должен пройти первый квалификационный ивент FWQ, а потом через пару недель – первый этап FWT. Однако такие риски существуют все 20 лет, что мы делаем мероприятия, и при этом соревнования никогда не были отменены. Поэтому нам приходится быть очень гибкими и изобретательными, всегда иметь в запасе план “B”.


Говоря о прошлом годе, для меня он был вполне успешен. Freeride Word Tour – это соревнования в паудере. Но так же, как и в случае с серф-контестами, ты не можешь гарантировать идеальные погодные условия. Если бы все было настолько предсказуемо, это бы не было так увлекательно, не было бы этой магии. Это одна из причин, почему Freeride World Tour – такое захватывающее мероприятие, так же как и соревнования WSL (World Surf League), например, когда на Чопу формируются идеальные волны. Но иногда свелл может и не прийти, как это было в этом году на соревнованиях в Бразилии, и это – часть игры. Райдеры должны показать, что они хороши в любых погодных условиях.


В нашем спорте условия для участников далеко не всегда идеальные, но, например, в Андоре в прошлом году на весеннем снегу мы провели потрясающие заезды, и проезд Сэма Смузи (Sam Smoothy) поразил всех – это был один из лучших проездов за год, даже при том, что снег был далеко не самый лучший.


ты не можешь гарантировать идеальные погодные условия.
 Если бы все было настолько предсказуемо,
 это бы не было так увлекательно, не было бы этой магии. 




В прошлом сезоне хорошие и очень хорошие условия были в 51% времени, и в 49% времени были средние и плохие условия.


Какой у вас обычно план “B”?


В Вербье в прошлом году мы переиграли ситуацию и провели мужские заезды на женской части склона, потому что на склоне для парней весь снег с верхушки горы сдуло северным ветром. И соревнования прошли на удивление хорошо, несмотря на то, что все стартовали не с самого верха. Райдерам пришлось адаптироваться под эти условия, и, я повторюсь, этим-то и отличаются хорошие фрирайдеры – они должны уметь показать хорошее катание в любых условиях. Так что часто мы принимаем решение поменять склон для проведения – это мы сделали в Вербье, в Андорре, в Шамони и также в Фибербруне. Это подчеркивает важность планов B, C и даже D. В 2011 году в Сочи мы не смогли провести мероприятие, и решением было перенести мероприятие на другой курорт.


Два других примера – когда мы проводили Шамони-ивент в Курмайоре, на другой стороне Монблана, или когда, например, мы перенесли заезды из Фибербрунна в Андорру. Курорт и партнеры обычно понимают ситуацию, они играют в эту игру так же, как и мы. На сегодняшний день это единственная возможная логичная система, и если у вас есть другие предложения – мы их с удовольствием выслушаем. 


этим-то и отличаются хорошие фрирайдеры –
 они должны уметь показать хорошее катание в любых условиях. 


Я помню это: 10 дней снегопада, нулевая видимость и ни одного заезда. Кажется, такое было единственный раз за всю историю FWT?


Так точно, и, как я говорю, мы никогда не отменяли мероприятия, и этот ивент мы перенесли в Шамони, где у нас были стартовые ворота с брендингом Сочи, все спонсоры и партнеры по сочинскому проекту на воротах, бибах и на финишной линии. И этот ивент транслировался как сочинский, даже при том, что проходил он во Франции. Однако это не был единственный раз, когда мы переносили мероприятие.


Два других примера – когда мы проводили Шамони-ивент в Курмайоре, на другой стороне Монблана, или когда, например, мы перенесли заезды из Фибербрунна в Андорру. Курорт и партнеры обычно понимают ситуацию, они играют в эту игру так же, как и мы. На сегодняшний день это единственная возможная логичная система, и если у вас есть другие предложения – мы их с удовольствием выслушаем. 


Large fwt15 vallnord aenguita 0094

Вы поэтому перестали организовывать FWT в России?


Нет, нет, ни в коем случае! Причиной послужила подготовка к Олимпийским Играм, которая не допускала никаких организованных мероприятий в Красной Поляне. Все в России сфокусировались на Олимпийских Играх и на вопросах безопасности. Мы до сих пор надеемся, что сможем вернуть FWT в Россию, и мы уже общались с курортом Роза Хутор, но на данный момент мы не можем найти достаточно финансирования от курорта и локальных спонсоров. Наша бизнес-модель такова, что мы делим расходы с принимающей стороной пополам, а на сегодняшний день один ивент стоит от 800 000 до миллиона евро. 


Да уж, учитывая нынешний курс, спонсоров на такой ивент будет найти очень сложно…


Да, если только ваш президент не захочет фрирайдовый ивент (смеется).


В этом и в прошлом году вы проводите этап на Аляске. Насколько я понимаю, это один из самых необустроенных в плане инфраструктуры этапов, а вам нужно вывезти огромную команду райдеров и организаторов туда, где нет ни больших гостиниц, ни подъемников. Как вы с этим справляетесь?


Да, это всегда серьезная задача, но это стоит того, потому что в плане фрирайда это лучшее место. Это правда, что там нет инфраструктуры – везде можно добраться только на вертолетах. Только так на гору можно переместить райдеров, судей, операторов, организаторов и оборудование – в целом около 100 человек. Мы провели 10 дней в глуши, спали прямо там в ожидании хорошей погоды. Это было настоящее испытание, но оно того реально стоило, и заезды получились просто фантастическими. И впервые в истории мы вели прямую трансляцию с Аляски. 





В этом году вы дали wild card сноубордистке Кшерсти Буас. Как вы обычно принимаете решение, кому дать wild card? 


В первую очередь, мы даем пропуск тем, кто травмировался в прошлом году. В этом году это будут 4-кратная чемпионка мира во фри-ски Надин Валлнер (Nadine Wallner), травмировавшаяся в прошлом году, и Эмильян Баду (Emillian Badoux), которого постигла такая же участь. Травма – это веская спортивная причина вернуть участников обратно в соревнования. Затем – причины в основном маркетинговые и спортивные. Мы хотим, чтобы на FWT присутствовали райдеры из ключевых лыжных стран. Например, в этом году мы даем один wild card швейцарскому лыжнику – нам это нужно для покрытия в медиа. Кшерсти Буас – это еще один пример. Она очень известна во фристайле и хочет больше заниматься фрирайдом и привнести свои навыки в этот спорт, а также привести свое окружение, медиа и фанатов. Мы посоветовались с несколькими людьми, насколько уверенно она будет кататься.


Вы советовались – это значит, что вы сами не знаете, как она катается во фрирайде?


Нет, я ее не знаю, я никогда ее не встречал. Но мы собрали группу людей, которые хорошо знают, как она катается, и все подтвердили, что она будет смотреться достойно.


Именно поэтому я спросила про нее – ведь она всегда была больше в слоупстайле, нежели во фрирайде, и в сноубординге сейчас много девушек, которые больше известны как фрирайдеры. Почему вы не предлагаете участвовать в ваших соревнованиях таким легендарным парням как Гиги Руф или Николас Мюллер? 


Мы предлагали. Но эти ребята, которые проживают, скажем так, второй этап их карьеры, предпочитают не рисковать, ведь они могут приехать на FWT и проиграть. Один из таких ребят – это Кандид Товекс. Он решил рискнуть. Но многие просто не решаются принять участие, ведь если они заявятся и финишируют предпоследними – вся их карьера и спонсорство могут обломаться. И им не нужно участие в FWT, чтобы заполучить новых спонсоров – у них и так с этим все в порядке, пока они снимаются в видеопроектах. Видеоиндустрия – наш самый главный конкурент, и ее главные звезды, такие топовые райдеры как Терье Хааконсен, Гиги Руф, Тревис Райс, не хотят сделать этот шаг. Так что наша цель – это воспитать следующих Гиги Руфов и Тревис Райсов у нас на Freeride World Tour. Так что для каких-то райдеров это хорошая платформа для роста. Потому что попасть сразу в видеоиндустрию очень непросто, а FWT дает возможность быстро развивать свои навыки катания в паудере. Здесь нужно уметь хорошо выбрать свою линию, и, например, Ксавье Де Ле Рю сказал нам, что, участвуя в FWT, он сделал самый главный прорыв в своем катании. Он проводил много времени с биноклем, общался с другими райдерами, очень тщательно готовился к проезду – и это помогло ему стать лучше. Так что для райдера это хорошая возможность для прогресса, и если он оказывается на пьедестале, у него появляются спонсоры и деньги на видеопроекты. 


эти ребята, которые проживают, скажем так, второй этап их карьеры, предпочитают не рисковать,
 ведь они могут приехать на FWT и проиграть. 


Medium fwt15 haines dcarlier 9215

Но насколько я понимаю, это совершенно разные направления, совершенно разные пути: то, что мы видим в исполнении Тревиса Райса и таких же бэккантри-фристайлеров – это невероятные трюки на трамплинах в горах, а на FWT это, скорее, грамотно выбранная линия и умение кататься в любых снежных условиях. Это, возможно, не так зрелищно и интересно зрителям и прессе, как какой-нибудь сумасшедший cab9 на огромном гэпе. Вы понимаете, о чем я?


Да, прекрасно понимаю. Мы говорили об эволюции нашего спорта со многими райдерами и организаторами – обсуждали, куда должен развиваться Freeride World Tour, стоит ли добавлять трамплины или нет. И подавляющее большинство сказало, что нам стоит оставить этот «чистый» формат и естественный рельеф, потому что это и есть наши истоки. Но при том, что у нас нет кикеров, количество и уровень трюков во время проездов растет. Например, лыжник Логан Пеота (Logan Pehota) может быть одинаково хорош во фристайле и в бэккантри. Сейчас мы пришли к тому, чтобы райдеры имели возможность совмещать линии с большими скалистыми дропами и делать трюки на естественном рельефе. 


Я помню безумные вечеринки в Красной Поляне с порванными футболками и прочим безудержным весельем – у вас до сих пор сохранился этот безумный дух, или все стали спокойнее?


Нет, конечно, такое случается (смеется). Правда, я в этом не участвую – я уже слишком стар. 


Large fjwc15 grandvalira tlloyd 0428


Вы довольны тем, что сейчас представляет собой Freeride World Tour?


Да, я очень рад – FWT быстро растет и развивается, особенно юношеские этапы: в следующем году по всему миру пройдет 70 юношеских этапов! Также в следующем году планируется 60 квалификационных ивентов FWQ – эта цифра с каждым годом увеличивается в разы. Для меня это доказательство того, что наш спорт развивается, и у него есть будущее. Что бы мне хотелось – это добиться бОльших призовых, ведь отчасти поэтому у нас не участвуют все топовые райдеры. Призовые у нас до сих пор довольно невысокие, по сравнению с другими видами спорта. Также я хочу сделать один российский этап и один этап тура в Азии, а также еще один в Северной Америке. Нам все еще предстоит многое сделать, но мы видим, как развивается мир серфинга, и для нас это хороший пример. 


Пару недель назад у нас была важная встреча, где мы решали,
 оставить ли все 4 категории, включая мужской и женский сноубординг,
 и в итоге было решено сноубординг не исключать.


Многие говорят, что сноубординг сейчас переживает кризис.


Честно говоря, он переживает кризис уже последние 10 лет, с 2005 года! С тех пор, как лыжная индустрия стала сильно конкурировать со сноубордингом. Но я не думаю, что сноубординг мертв. Пару недель назад у нас была важная встреча по дальнейшей стратегии, где мы решали, оставить ли все 4 категории, включая мужской и женский сноубординг, и в итоге было решено сноубординг не исключать. Одна из причин – сноубордисты до сих пор составляют 30% катающихся в Северной Америке. 30% - это большая цифра. Мы также можем наблюдать некоторые положительные признаки и отчасти хорошие тенденции в скейтбординге, которые, возможно, будут иметь большое влияние на сноубординг. Я не удивлюсь, если через 3-5 лет сноубординг снова будет в тренде. Сейчас этой индустрии непросто – бренды исчезают один за другим, райдеры теряют спонсоров, но для нас это все еще хороший спорт, и мы в него верим. 


Я знаю, как обычно проводят свой сезон райдеры, участвующие в соревнованиях FWQ: целый сезон они катаются по ивентам и пытаются принять участие в максимальном количестве соревнований, чтобы набрать достаточное количество очков и попасть в FWT. Как же проводят свой сезон райдеры FWT? Что они делают между этапами?


Некоторые из них так же участвуют в FWQ, чтобы держать соревновательную форму и иметь достаточное количество очков в запасе, если вдруг они плохо выступят на FWT. Некоторые между этапами тура снимаются в видеопроектах.


Large fwt15 dcarlier 3455

Вы, наверное, помните российских райдеров на FWT, например, Ивана Малахова, который участвовал в прошлом году…


Да, конечно! Он и в этом году будет выступать!


Что вы думаете про российских райдеров – есть ли у них шанс закрепиться в FWT на более постоянной основе?


В России много хороших уверенных райдеров, и то, что я вижу – это сильный прогресс в их катании. Я думаю, что в будущем мы будем постоянно видеть российских райдеров в FWT. Для этого нам нужно больше квалификационных соревнований в России. 



Первый этап FWT стартует 23 января.

Календарь соревнований и прочую информацию можно посмотреть на сайте Freeride World Tour