Поздний час в Нью-Йорке в середине октября. По реке Гудзон движется плавучая тусовка канала Adult Swim – ночного блока программ на Cartoon Network. Большой неоновый корабль на фоне символа свободы и демократии. Среди пьяных восторженных гостей на борту можно встретить Карнажа из «Человека-паука», Милхауса из «Симпсонов» и примерно пятерых латексных Харли Квинн. Внутри, на небольшой сцене под пристальным взглядом всей этой мульт-феерии и гаджетов в их руках выступают двое. Один – белый, в джинсовом костюме и кепке New York Yankees, другой весь в черном, чернокожий. Корабль качает от мелких волн, публику качает от глубокого баса и энергии, исходящей со сцены. У выступающих спрашивают: «Ребята, а вы почему без костюмов?» – «Мы в костюме Run the Jewels», - улыбается тот, что в кепке.


Это вовсе не анекдот, а, что называется, true story.


Large a12d5e72569102795e983ae34a6802d6

Тем, кто более ли менее интересовался происходящим на сцене независимого хип-хопа с начала 2000-х, не нужно рассказывать, кто эти два парня, которым, к слову, в этом году стукнуло сорок.

El-P успел выпустить несколько альбомов – в группе и сольно, а также зарекомендовать себя как самобытный продюсер, основатель лейбла Definitive Jux, который как раз на рубеже веков обрел популярность в Нью-Йорке, в частности, благодаря релизам Aesop Rock, Cannibal Ox и других рэпперов с восточного берега. Что до Киллер Майка, то будучи родом из Атланты, он с ранних лет дружил и сотрудничал с местными T.I., Bubba Sparxxx и особенно Outkast, с которыми в 2003 году даже получил Грэмми за песню «The Whole World». Так или иначе, ни El-P, ни Майка это ни к чему не привело, пока однажды общий друг, продюсер Adult Swim Джейсон Демарко не познакомил их, и не посадил на корабль Run the Jewels. В тандеме парни обрели вторую, а может, третью или четвертую молодость, и последние пару лет выпускают феноменальные пластинки, которые мало кого оставляют равнодушным.




В тандеме парни обрели вторую, а может, третью или четвертую молодость,
 и последние пару лет выпускают феноменальные пластинки,
 которые мало кого оставляют равнодушным


Альбомы RTJ – это сплав первобытного протеста в хип-хопе и всего того изящества, которое он обретал по мере развития. Учитывая опыт участников группы, это довольно предсказуемо, однако химия, как это называют американцы, между El-P и Киллер Майком оказалась настолько созидательной, что особенно не напрягаясь и получая удовольствие от своего дела, они создали отдельную планету собственного имени.


Имя их группы становится именем их альбомов, некоторых песен, и даже отдельные сэмплы сделаны из слов «Run the Jewels», ничего лишнего. Логотип в виде «ствола и кулака», практически переросший в партийное приветствие RTJ, догоняет по популярности камень, ножницы, бумагу, и уже голые девицы демонстрируют свои прелести, не забывая правильно расположить руки. Это снаружи, а внутри – обильный бас, местами напоминающий классический рейв, и отчеканенная читка мастеров церемоний. Наверное, не просто так Кендрик Ламар, о котором сегодня можно говорить только с приставкой «пожалуй, лучший», в своем, пожалуй, лучшем альбоме говорит примерно следующее: «Критики все скучают по временам, когда хип-хоп был настоящим / Ублюдки, если бы это было так, Киллер Майк был бы богачом». Кстати, Майк был очень смущен, когда узнал об этом.


Large 15686686517 56891bdde3 k

В своих песнях RTJ преимущественно говорят о себе и объясняют, почему они – д’Артаньяны современного рэпа, и им плевать на могилы вашего творчества. Когда-то у группы Onyx была песня «What’s Onyx» с перечислением того, с чем, собственно, группа себя ассоциирует: «Robbin, stealin, stabbin, shootin, wylin, criminals, thugs» и так далее. Похожая нечисть обнаруживается и у RTJ, за одним ключевым отличием – практически ничего из этого они не имеют в виду по-уличному буквально, и если в их руках и есть оружие, то это слово, направленное на рэп-братию: гоните-ка свои драгоценности, run the jewels. И когда в одном месте El-P говорит «I do two thing, I rap and fuck», а в других цитирует Библию и рассуждает о дегуманизации общества, мы начинаем подозревать, что он все-таки находит время и для других занятий. Не обходит группа стороной и традиционные темы политики, социального неравенства, полицейского произвола, но все-таки в первую очередь RTJ занимаются перераспределением мест на хип-хоп-олимпе, на нем, в общем-то, себя и обнаруживая.


им не надо ничего доказывать,
 они просто изящно посылают всех в жопу,
 и пока что это работает


Нельзя не провести параллель еще с одним относительно недавним событием, когда два рэппера крупного калибра, старые друзья объединились и записали альбом, в названии котого также императив из трех слов – «Watch the Throne». Разница в динамике очевидна: пока одни сторожили свой трон, читали рэп в армянском пруду, в арт-галерее Марины Абрамович или Соборе Парижской Богоматери, другие действовали. Выпады в сторону Канье и Джей Зи как воплощений современного мейнстрим-рэпа разбросаны по обоим альбомам RTJ: «There will be no respect for The Thrones», «Niggas will perish in Paris» и масса сткрытых намеков на то, что короли голые: «Emperors that hear the tunes admit that they are nudists». Конечно, не стоит занижать достоинств «императоров», они стали ими вполне заслуженно, и им постоянно приходится доказывать, что место во дворце занято оправданно. А RTJ стоят под окнами этого дворца с «коктейлями Молотова», им не надо ничего доказывать, они просто изящно посылают всех в жопу, и пока что это работает.


Large asdasd

На фоне всей внешней агрессии и нонкомформизма, RTJ вернули в рэп-музыку, кажется, давно забытое чувство юмора. При знакомстве с El-P Киллер Майк признался, что хотел бы записать альбом в стиле «AmeriKKKa Most Wanted» Айс Кьюба – «веселый, больной, и в то же время серьезный и не пустой». Можно сказать, что именно так RTJ и звучат. В их песнях узнается зубастая улыбка Рэдмена, тонкая ирония MF Doom, политические остроты Public Enemy и добрые взаимные подколы Run-D.M.C. С последними RTJ вообще многое связывает, и это не только сходство в названии и олдскульной подаче: короткие чередующиеся куплеты, которые один заканчивает за другого, то и дело вступая в диалог. «Продюсер дал мне бит, сказал, что это бит года / Я ответил: El-P его не делал, так что пошел на...» – конечно, не в такой агрессивной форме, но именно Run-D.M.C. начали проявлять знаки солидарности партнерам по группе, а также написали целую оду собственному диджею. Кроме того, есть подозрения, что меткий образ Рождества как символа борьбы, искренности и детской чистоты в песне «A Christmas Fucking Miracle» также формально навеян рождественскими бубенцами Run-D.M.C.




Стоит также сказать о творческих планах RTJ, благодаря которым, как кажется, дуэт должен окончательно завоевать сердца своих слушателей. Дело в том, что при раскрутке своих альбомов, El-P и Майк используют довольно оригинальные приемы мерчандайзинга. Так, помимо стандартных маек-баек, RTJ предлагают, например, за определенную сумму навалять главному обидчику вашего детства, или написать песню в поддержку любой вашей идеи. Но внимание фанов привлекло другое обещание: записать версию альбома, где все сэмплы будут заменены на котиков. Указанная сумма была быстро собрана на платформе Kickstarter, и вот, El-P уже съездил на первое «прослушивание» усов и хвостов, а полноценный релиз «Meow the Jewels» может состояться уже в этом году. Ну и конечно, ждем «Run the Jewels»-ТРЕТИЙ.


Medium meow the jewels

А в августе этого года RTJ выступят на фестивале Flow Festival, который пройдет в Хельсинки с 14 по 16 августа, в компании других интересных представителей современной хип-хоп-сцены, например, Flying Lotus и Tyler, the Creator.


Текст: Андрей Лешкевич