Кто такой шейпер? Обычно люди думают, что это чувак, который живет на курорте, строит парки, получает хейт от райдеров и, в общем, не парится. Это стереотип, который по большому счету соответствует только локальным шейперам в региональных парках. Мы расскажем о том, как работают шейперы в России, чем отличается локальный шейпер от ивентного и дадим советы по оборудованию и постройке идеального спота.



ЧТО ТАКОЕ ШЕЙПЕР?


Шейперы бывают двух типов: так называемые грумеры (ребята, которые ездят за рулем ратрака и создают основную форму парка) и диггеры (те, кто работают руками, лопатами, бензопилами и чем угодно, даже своими ботинками). Вообще, шейпер – понятие, прижившееся только в России. Мало кто из зарубежных строителей знает этот термин в таком понимании, как его используем мы. В нашей команде Дима Кукс, Петя Ястребков и Джеф – грумеры, а мы, все остальные, - диггеры. После того, как грумеры выводят основную форму парка, мы уже доводим его до финального вида.


ИНСТРУМЕНТ


L nret6ya9q

В арсенале шейпера куча всякого инструмента, не только специального, но и того, что можно найти на обычных стройках.


Скребок – это то, что отличает шейпера от обычного парня с лопатой. Его используют для того, чтобы вывести форму трамплина и при необходимости откинуть какое-то количество снега.


Обрезная лопата – используется для придания ровной формы отвесной стенки или радиуса. Такие используются на ивентах, где требуется идеальная картинка и идеальная форма фигур. Выведение фигур до идеала на шейперском жаргоне называется diamond shape


Krk6tuj2lus

Помимо скребков и лопат есть еще, как я ее называю, “своя ноша”. Это оборудование, которое отличает ивентного шейпера, который строит большие парки под большие ивенты, от локального шейпера, который весь сезон следит за одним парком на курорте. Если в ваших планах есть серьезное строительство больших парков, я бы посоветовал иметь в своем арсенале, помимо лопат, еще довольно большое количество предметов.


Ботинки. Многие локальные шейперы работают в сноубордических или лыжных ботинках – это не очень удобно. Я бы всем советовал иметь в своем арсенале горные ботинки. Теплые, хорошие, удобные, с отдельным внутренником, которые можно быстро просушить – потому что на ивентах зачастую не хватает времени, чтобы просушить все как следует.


Угломер. Этот инструмент всегда нужно иметь с собой. Вырезав трамплин, вы не можете наверняка сказать, какой у него угол, а архитектор может задать такой вопрос.


Кошки. Альпинистские приспособления, которые надеваются на ботинки, с которыми вы делаете работу в 3 раза быстрее. В них вы не скатываетесь с радиуса и прочно стоите на всех препятствиях, которые вы строите.


Отдельный скребок. Я обычно вожу свой личный скребок, потому что люблю, когда я ни от кого не завишу и в любой момент могу что-то поправить сам.


Канат или разметочный шнур. Эти предметы продаются в любом строительном магазине и очень хорошо помогают вывести ровные линии. По сути это обычный отвес с маркером внутри. Коробочка, в ней шнурок и внизу груз. Вы просто спускаете его вдоль стенки, он опускается и делает вертикальную отметку, по которой вы идеально обрезаете трамплин. Мы недавно придумали пользоваться этой штукой, и она колоссально облегчает работу. Попытки обрезать на глаз могут привести только к большему количеству работы.


Large bs aviapark 122

Всякая мелочь. То, что обязательно нужно иметь при себе: нож, рулетка – это вообще святое.


Функциональная одежда. Умейте себя грамотно одевать. Шейпер может провести на склоне 24 часа в самых непредсказуемых условиях. Это может быть ледяной дождь или солнце, снег или ветер – одежда должна быть максимально функциональна, с хорошими мембранами и в несколько слоев, чтобы всегда можно было раздеться или, наоборот, надеть на себя все. Желательно иметь какие-то сменные вещи у себя в рюкзаке.


Налобный фонарь. Я его всегда вожу с собой. Это такая мелочь, которая помогает не остаться в дураках и не потерять часть рабочего времени. Зимой темнеет рано, и если на склоне нет искусственного освещения, то ваш рабочий день заканчивается с заходом солнца. Мощный налобный фонарь хорошо помогает продлить рабочее время. На Олимпиаде, например, мы очень много времени проводили именно с ними.


Перчатки. У меня в день убивается около 3-4 пар перчаток – они постоянно мокнут, а работать в мокрых перчатках – не самое приятное дело.


Термометр для снега. Часто нужная вещь – которая обычно есть на курортах, но не на всех.


ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ШЕЙПЕР


Помимо того, чтобы махать лопатой и водить туда-сюда скребком, на мой взгляд, шейпер должен уметь много чего еще. Он должен постоянно прокачиваться и развиваться не только в навыках копания.


Danil kolodin nissan x tour high kol 5132

Покраска трамплинов. Уметь грамотно красить трамплины – крайне важно. К сожалению, эту функцию могут выполнять только лыжники. Даже если форма трамплина выведена идеально, неправильная покраска может все испортить.


Общение в радиоэфире. Зачастую на ивентах вы используете рации для общения с архитекторами, организаторами, и есть определенные правила радиоэфира, которые нужно соблюдать, чтобы не мешать процессу и не показаться дилетантом. Например, при общении в радиоэфире, нельзя применять сленг или ругаться матом.


Правила безопасности. Шейпер должен уметь хорошо оценивать безопасность на своем споте. Если идут соревнования или тренировка, шейпер обязательно должен стоять на столе трамплина – только он может оценить состояние трамплина и то, что на нем происходит. Если, допустим, человек упал и повредил приземление, шейпер должен уметь оперативно оценить ситуацию и сообщить по рации, что трасса закрыта, и нужно время на подготовку приземления.


Знать кухню. Очень важно знать систему проведения ивента – как это все проходит. Обязательно быть в курсе тайминга, чтобы никого не подвести.


ЛОКАЛЬНЫЙ ШЕЙПЕР VS ИВЕНТНЫЙ ШЕЙПЕР


Есть очень большая разница между тем, когда у тебя есть один парк на курорте, ты за ним следишь и поддерживаешь его на протяжении долгого времени, и тем когда ты работаешь на больших ивентах, таких как лагеря, контесты, Олимпийские Игры, X-Games и т.д. Между этими парками есть большая разница как в системах работы, так и в людях, которые их строят.


В локальном парке исключается ряд проблем. У тебя есть определенный фронт работ, который ты должен делать каждый день, при строительстве нет никакой спешки – ты всегда можешь что-то переделать или поправить на следующий день. В локальном парке можно работать более расслабленно и все равно сделать все вовремя и никого не подвести.


При работе на больших ивентах сразу вылезает ряд проблем, с которыми ты сталкиваешься постоянно. Начиная с того, что тебе приходится работать в любых погодных условиях и выполнять огромный объем работы под постоянным давлением организаторов. И часто люди, привыкшие работать в локальных парках, не выдерживают того напряжения и количества работы, которое возлагается на них при подготовке ивента. Начинаются проблемы: “Ой, я устал”, “Я хочу поспать!”, “А почему мы спим меньше трех часов?”…


6 397492 10152222287426306 706824946 n

При строительстве больших ивентов нужно быть очень дисциплинированным человеком. Нужно точно знать, за что ты отвечаешь, кто твой начальник и перед кем ты отчитываешься, иначе у тебя ничего не получится.


Часто погодные условия подрывают общий дух, и часто у некоторых сдают нервы. Когда, например, льет ледяной дождь, и за одну минуту, что ты хочешь постоять и отдохнуть, ты превращаешься в ледяного монстра.


Еще одно различие между локальными парками и большими ивентами – это необходимость даймонд шейпа. Когда все споты должны выглядеть идеально. Любое мероприятие, на котором планируется фото- или видеосъемка, требует идеального выведения фигур, и где-то 50-60% времени тратится на то, чтобы довести внешний вид спотов до идеала. Хороший этому пример – Олимпийские Игры, где при строительстве трасс проводилась нереальная работа по даймонд шейпу - где-то 70% времени ушло только на внешний вид трассы.


ХОУМ-СПОТЫ


Отдельно стоит сказать про тех, кто сам строит парки чисто на энтузиазме. Я знаю много шейперов, и самые креативные из них вышли из своих хоум-спотов. Они всегда предлагают какие-то интересные идеи, а не говорят что-то типа «здесь у нас будет джиббинг и джиббинг, а тут – трамплин». Я всегда за креатив, хотя, к сожалению, в последнее время заказчикам нужны довольно стандартные парки без каких-либо особых фигур.


ШЕЙПЕР – НЕ РАЙДЕР


Часто слышу такие слова типа «Ну ты же шейпер, ты должен уметь прыгать на трамплине, который ты построил!». Это отчасти так, но далеко не всегда. Я знаю очень много топовых архитекторов трасс, которые ни разу не прыгали ни на одном трамплине больше 3х метров. То есть это такой миф про шейперов. Просто зачастую шейперы – это бывшие райдеры, отсюда и возникает этот миф. Чтобы построить идеальный спот, вовсе не обязательно уметь его прыгать. Достаточно просто хорошо знать теорию и уметь учитывать различные факторы, такие как погода, ветер, углы природного склона, и хорошо знать свою задачу.


Large bs aviapark 88

ФАКТОРЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СПОТА


Универсального решения для строительства трамплинов не бывает – слишком много на каждом споте отдельных факторов, которые необходимо учитывать. Поэтому невозможно посчитать, каким должен быть идеальный трамплин – какой у него должен быть угол, какой разгон, какой транзит, и так далее. Проект трамплина складывается из различных факторов, которые мы сейчас обсудим.


Возможности для разгона. В первую очередь очень важен угол и длина разгона, потому что когда не хватает ходов – это очень плохо.


Стол с приземлением. Это основа трамплина, так как приземление должно быть достаточно длинное и широкое в любом случае, независимо от длины пролета. Если угол приземления хотя бы на 5 градусов положе, чем вы рассчитвали, то вы уже не можете построить более амплитудный трамплин. Если у вас длинное и резкое приземление, вы можете построить крутой и высокий трамплин с хорошей амплитудой и пролетом. Но для этого вам, опять же, нужно знать, какой у вас разгон, и хватит ли вам скорости.


Транзит. Это плоская часть между разгоном и кикером. Она не может быть слишком длинной и слишком короткой. Бывает, что между разгоном и кикером очень мало транзита, и образуется такая как бы яма. Этого можно избежать, сделав транзит искусственно из самого кикера. Мы как-то строили трамплин в таких условиях, что транзита не было вообще, то есть на месте транзита получалась такая яма от приземления к вылету. Мы отсыпали немного снега в зону транзита и перевели его частично в зону кикера. Получился нормальный 8-метровый транзит, который устраивал всех.


Когда транзита, наоборот, слишком много, на нем сильно теряется скорость. С этим гораздо сложнее бороться – приходится двигать стол приземления гораздо ближе к разгону, а приземление двигать вверх. Если под фигуру был уже заготовлен земляной рельеф, а снега выпало очень мало – главное не вскопнуть землю – иначе все приземление будет коричневым.


Large bs aviapark 108

Количество снега. С этим может быть связан целый ряд проблем. Для экономии снега мы обычно пользуемся щитами, которые ставим вдоль стенок кикера, чтобы снег не расползался по время шейпа ратраком. Ты ставишь вдоль стенок несколько фанер, оставляя место под обрез трамплина.


Ограничение в пространстве. Если у тебя серьезные задачи по экономии бокового пространства – сбоку находится лес или трассы курорта, нужно оставить место для проезда ратрака – то здесь также помогает строительство с фанерой, которая не позволяет трамплину расползаться вбок.


Температура воздуха. Допустим, при строительстве трассы у вас была температура -7-10, а на самом ивенте - +2. Такое часто случается, и очень желательно строить трамплин с расчетом на возможные изменения погоды. Чтобы не было такой ситуации, что на тренировке все было нормально и всем хватало ходов, а на ивенте никто не долетает из-за того, что снег подтаял, лучше делать запас по разгону, надстраивать его, если рельеф не позволяет, или снижать уровень кикера. Часто бывает, что температура воздуха отличается от температуры снега – здесь как раз нужен термометр для снега. Бывает так, что температура воздуха - +10, греет солнце, а на самом деле по снегу и ходам все хорошо. А бывает и все наоборот.


Ветер. Всегда нужно учитывать, куда дует на курорте ветер. Например, на курорте Игора в Санкт-Петербурге постоянно дует встречный ветер. Если вы едете строить парк на какой-то курорт, и там есть локальные райдерв или шейперы, не стесняйтесь их спрашивать, какая обычно здесь ситуация с ветром. Наведите справки, посмотрите прогноз погоды, и только тогда уже начинайте строительство, так как из-за ветра и как следствие отсутствия ходов ивент может быть отменен.


Подготовленность райдеров. Если это топовый ивент, то понятно, что все спортсмены, скорее всего, приедут подготовленные, на правильных досках, с парафином и так далее. Если же это любительский ивент, то бывает так, что парни приезжают прыгать в парке на джиббинговых досках с вырванными кантами, волосатыми скользяками, и понятно, что они не будут долетать. Это, конечно, их проблемы, но это такой же хейт, который вы можете получить в свой адрес. В идеале строить парк так, чтобы даже такие ребята могли спокойно долетать, а вы не получали хейт в соц.сетях.


Лыжники vs. Сноубордисты. Часто там, где лыжнику хватает ходов, сноубордисту их может не хватить, поэтому в спид-чеке должны участвовать и лыжник, и сноубордист.


РЕЗУЛЬТАТ


3u8b0977

Когда ты строишь хороший спот, ты не только получаешь хорошие отзывы в интернете, ты еще способствуешь развитию райдеров и индустрии, росту уровня катания. Раньше хорошие трамплины в России – это был абсурд. Люди строили абы что. Сейчас же мы строим парки на уровне европейских и помогаем райдерам быстрее продвигаться в катании. После хорошего ивента, когда ты смотришь на то, что построил, и чувствуешь себя очень хорошо. У нас не простая и стрессовая работа, но зато это живая, веселая индустрия, и у нас не соскучишься. Определенно я люблю свою работу. Я бы не смог сидеть в офисе, например. Шейпером в России можно работать и можно зарабатывать себе на жизнь. И мы, Moustache Crew ищем таланты в свою команду. Нам нужны сильные, стрессоустойчивые, инициативные и деятельные ребята, готовые работать шейп-тулами и головой и полностью выкладываться на ивентах.