Героем первого выпуска стал американский поп-артист Марк Дин Века.


Дима Мишенин — известный питерский художник, глава арт-группы dopingpong, по совместительству — журналист, писатель, поэт, арт-критик, киноман и т.д. и т.п. Мишенин — эстет-провокатор, что проявляется не только в его многогранном творчестве. У Димы широкий кругозор и большие связи в среде международной экстремальной худ. общественности. Специально для журнала Доски он согласился сделать серию интервью с самыми "великими и ужасными" художниками, повлиявшими на эстетику экшн-спорта и молодёжную культуру в целом.


Дима Мишенин : Последний раз мы с тобой разговаривали 5 лет назад, ты тогда впервые появился в российском издании. У тебя до сих пор за плечами только одно интервью в России? Или ты уже разговаривал с кем-то из российских журналистов?


Марк Дин Века : Да, до сих пор только одно единственное интервью.


Так как журнал, от лица которого я с тобой разговариваю, посвящен уличной культуре и экшн-спорту, наше интервью будет касаться твоих работ, которые связаны с ними. Какой их процент в соотношении с твоим творчеством в целом?


Я бы сказал, от 10 до 20%. 


Medium the hundreds by mark dean veca skate decks

В своих работах ты часто вдохновляешься любимыми брендами от Эппл до MTV. Расскажи поподробнее об этих работах – почему ты выбрал эти фирмы, и почему ты их представил в таком психоделическом виде наравне с такими символами как католический крест или морская звезда?


Я выбрал эти бренды по нескольким разным причинам. Я выбрал те изображения, которые вызывают как очень личный, так и универсальный отклик. Изображения, которые визуально привлекательны. Обычно я использую логотипы в качестве основы композиции, основы для импровизации.



  • Height 523 apple e
  • Height 523 mcdonalds e
  • Height 523 nike e

Помимо брендов, в своих работах ты затрагиваешь тематику религии, политики, мультфильмов, рок-музыки. Когда в твоей голове рождаются образы Скрудж МакДака, Линкольна, Хантера Томпсона, AC/DC и Попай-моряка - это также синтез сугубо личных увлечений и коллективного бессознательного?


Это такой же процесс, как в случае с брендами или логотипами. В каждый образ я вкладываю много мыслей. Я очень редко выбираю образ рандомно, основываясь на прихоти. 


Large 5016397906 a5e05ac6f0 o

О чем ты мечтаешь как художник? Чего нам ждать от тебя в ближайшем будущем?


Я всегда нахожусь в поиске какой-нибудь гигантской невероятной архитектуры, которую я бы смог трансформировать с помощью живописи. В данный момент я работаю над новыми картинами для шоу, которое будет здесь, в Лос-Анжелесе в октябре этого года.


Раннее творчество Пикассо разделяется на два периода – розовый и голубой. А что насчет твоего творчества? Оно может быть разделено на периоды по тем брендам, с которыми ты работал, или оно может быть разделено на политические и психоделические тренды?


Периоды моего творчества были легко идентифицированы и разложены в моей новой книге, изданной Zero+ Publishing, “Марк Дин Века: 20 Лет”. Это: 1) ранние работы “Попай-моряк” начала 90-х, 2) абстрактная настенная живопись в конце 90-х, 3) работы, вдохновленные «Туаль де жуи» в 2000-х 4) и политические работы в настоящий момент. Все они объединены чувствительностью поп-культуры и выразительностью линий.


Medium book1

Кого бы ты выделил из художников уличной культуры и почему? Марка Гонзалеса или может быть Эрика Брунетти? Кто для тебя важен из стрит артистов и дизайнеров уличной моды?


Для меня важны те люди из уличной культуры, с которыми я лично знаком, и с которыми я вместе работал. Моя работа со стрит-артом началась тогда, когда я встретил в 2002-ом году в Нью-Йорке художника Stash. Он познакомил меня со многими художниками и брендами, такими как Nike, Burton, Jamie O'Shea/Juxtapoz, и Paul Jones/Elms Lesters Painting Room, что привело к связям с KAWS, The Hundreds и тд. Многих хороших друзей я встретил благодаря Jonathan LeVine Gallery, например Ron English, D*Face, и Tristan Eaton.


Прошлый год был урожайным на разнообразные юбилеи. Bathing Ape отмечал 20-летие, Rizzoli выпустили ретроспективную книгу "Fuct", ты тоже отметил 20-летие творческой активности выпуском книги. Расскажи о ней, как ты над ней работал, про издательский дом ,который тебе с этим помогал?


Осенью 2012 в Портланде (штат Орегон) я познакомился с художником и дизайнером Блэйн Фонтана. Он спросил меня, работал ли я когда-нибудь над собственной книгой, и не хочу ли я сделать ее с ним и его партнером из Zero+ Publishing, Кирком Педерсеном, который живет в Южной Калифорнии. Мы с Кирком все спланировали и организовали, тогда как Блэйн занялся дизайном. Мы решили охватить 20-летний период моего творчества, который начался с моего переезда в Нью-Йорк и закончился моей текущей работой. Мы пригласили двух очень талантливых писателей, Carlo McCormick и Shana Nys Dambrot, написать введение и главы с эссе. И еще где-то год мы редактировали текст, придумывали дизайн и печатали книгу. И я очень доволен результатом!


Large mdv book4

Ты согласен, что современный западный художник пользуется языком Энди Уорхола: черепа, бабочки, цветы, камуфляж - Мэпплторп, Мураками, Херст. Ты чувствуешь, что вы находитесь в одной системе координат? К примеру, русские художники, которые прошли путь от соцреализма к неоклассицизму, пользуются совсем другим алфавитом: моряки, пионеры, вторая мировая война, самолеты в небе – наследие Дейнеки.


Я полагаю, если мы работаем в поп-ключе, значит, мы с теми художниками, которых ты упомянул, находимся на общей территории. Я не думаю, что Уорхол был первым, кто начал использовать этот язык. И не думаю, что те, кто пользуется этим языком после него, обязательно его заимствует от Уорхола. Я завишу от популярной культуры больше, чем от ПопАрта.


Уорхол разумеется позаимствовал свой алфавит в той же массовой культуре, которая питает тебя. Речь идет о том, что эта поп-культура у наших стран разная.

А есть ли по твоему мнению какие-нибудь новые стили в искусстве, которые появились в 21 веке?

Когда я был в миллениум со своей выставкой в Милане, у меня состоялось интервью для журнала Marie Claire, и итальянские журналисты были в шоке, когда я сказал, что итальянские модные дизайнеры – это художники новой эпохи Возрождения. Они думают, что те - мафия от моды. Мое утверждение стало для них нонсенсом. Прошло уже 10 лет, но ничего не изменилось.

Никто не признает. что мы живем в мире, где гаджеты и создатели компьютерных игр имеют такое же культурное значение, как и античные трагедии или авторы испанских средневековековых комедий.

Когда я на одном из наших популярных телешоу попытался объяснить, что гениально сделанная компьютерная игра сейчас так же эмоционально действует на человека, как и роман русского классика – ведущий и гости чуть ли не сожрали меня в прямом эфире. После этого заявления, которое кажется мне вполне логичным, куча критиков тут же начали писать истерические посты в своих блогах осуждая мои слова. Эти люди ни разу не пробовали поиграть в душераздирающие Papo&Yo или Limbo. Эти люди не знают, что такие игры как Beyond:Two Souls, L.A.Noir, Fahrenheit and Heavy Rain могут затмить многие новые киноблокбастеры. Эти люди в связи с их невежественностью не понимают, что все, что создается команией Thatgamecompany - flOw, Flower & Journey – стоит того, чтобы выставляться в музее больше, чем любой другой объект так называемого современного искусства.

Марк, неужели понадобится как минимум 25 лет, чтобы Италия и Россия поняли, что не только рок музыка, реклама – это искусство, но и вебсайты и компьютерные игры можно легко сравнить с хорошим фильмом и книгой? Какое из новых медиа станет искусством в скором времени?


Я думаю, что в руках правильного художника любое медиа способно на самые высокие художественные достижения. Очень старомодно, консервативно и глупо думать, что какое-то особенное медиа превосходит другие, включая те, что еще не были изобретены. У меня нет прогноза на этот счет. 


Large fender e

Что ты думаешь насчет того, что Стив Джобс создал новый религиозный культ? Миллионы людей засыпают и просыпаются в обнимку со своими гаджетами, не выпускают их из рук целыми днями и проводят с ними большую часть жизни. Для многих людей гаджет становится фетишем и частью организма. Можно ли сравнить Джобса с гениями Ренессанса и предположить, что его вклад в историю человечества до сих пор до конца не оценен?


Нет, я не думаю, что это религиозный культ, это просто прогресс. Если бы не было Джобса, был бы кто-нибудь другой. Все было бы по-другому, если бы это случилось сейчас. Но Джобс сделал то, что он должен был сделать в тот самый момент. Если бы он родился несколькими годами раньше или позже, мы бы даже не знали его имени. Малкольм Гладуэлл исследует этот феномен в своей книге «Гении и аутсайдеры».


Medium nike collection 005 e

Ты можешь перечислить твои коллаборации с брендами, которые связаны со спортом? Чем ты занимался – скейтборды, обувь, выставки? Как ты начал, как это было, какие у тебя планы на будущее?


Я работал только с Nike, Hurley и Burton. Последние десять лет я работал с Nike Snowboarding над куртками и обувью, над логотипом и графикой для Zoom Kass. Я делал куртки и одежду для Burton. Сейчас я делаю капсульную коллекцию для Hurley, она выйдет следующим летом. С ними всегда отлично работать, они дают мне делать то, что я хочу, не ограничивая меня. 


Medium skate

Марк Дин Века в 70х

Ты катаешься на скейте или на сноуборде? Твой сын, кажется, тоже увлекается спортом? Сколько ему сейчас?


Я катался на скейте, когда учился в школе, в конце 70-х. Моим кумиром был Тони Альва, я до сих пор храню доску с его подписью. Мой 14-летний сын, Лука, катается на скейте, серфе, и немного на сноуборде. Но его страсть – это футбол.


В 90-х музыкальные гранж и метал-группы - Madhoney, Anthrax, и Pearl Jam создали свою музыкальную коллаборацию с хип-хоп и рэп-исполнителями для фильма Judgement Day. Тебе не кажется, что такая смесь жанров больше всего подходит для того, чтобы кататься на доске? Или ты бы предпочел смотреть на то, как катаются скейтеры и сноубордеры под космический krautrock?


Мне нравится, когда эстетика панка и хардкора сочетается со скейтбордингом. Пару лет назад я брал своего сына на мероприятие Nike Skateboarding в Лос-Анжелесе, там выступал Trash Talk. Там был настоящий бунт, мы сбежали через окно.




Ты никогда не думал о том, чтобы сделать выставку в России? Многие твои коллеги уже выставлялись здесь. Ты когда-нибудь был в России или планируешь? Если да – то что бы ты здесь показал? Может, ты как-то общался с русскими в США ? Что насчет Даши Жуковой и Гаража? Ты когда-нибудь сталкивался с русской аудиторией?


Я не могу представить себе, каково это – работать с русской публикой! Я никогда не был в России. Я бы с удовольствием приехал туда и сделал бы какую-нибудь инсталляцию.


Твой сын как-нибудь участвует в том, чем ты занимаешься? Моему сыну 17, и он носит одежду с моими принтами с 5 лет, катается на скейте с моими рисунками, год не снимал худи из фильма с моим участием, обожает сидеть на встречах, где я беру интервью у культовых кинорежиссеров. У тебя такая же ситуация? Молодые понимают, что ты делаешь?


Да, он тоже такой. Он все время носит мои вещи и получает массу всего из моих проектов. Недавно он встретился с Kobe Bryant и был в полном восторге. 


  • Height 523 marc dean veca nike snowboarding boot zoom force 1 shoe shine
  • Height 523 mark dean veca x nike zoom dk
  • Height 523 20110521 great 0374
  • Height 523 vecaxhundreds sneaker
  • Height 523 picture 8
  • Height 523 picture 7

Какие журналы ты читаешь, какие журналы тебе важны? Это печатные издания или интернет-ресурсы? Hi Fructose ? Juxtapos? Или может быть Guardian? ))


Я перестал смотреть журналы пару лет назад, Сейчас я в основном читаю NY Times в интернете.


Однажды в Эрмитаже выставили BMW, которую расписал Энди Уорхол. В твоем инстаграме я видел, что ты тоже расписывал машину и, кажется, даже это тоже был BMW. Что это был за проект? Как ты расписывал тачку ? Это был твой первый опыт рисования на машине или ты это делаешь периодически?


Это была моя BMW 325i, которую Джастин Пэйт, мой старый друг, который живет в Амстердаме, покрыл винилом. Принт был технически перенесен с картины, которая называется «Нет никакой ложки», 2002 года. Эта картина была первой, которую главный исполнительный директор Nike, Марк Паркер, купил у меня. До этого я никогда не занимался подобными вещами, но думаю как-нибудь это повторить. 


Large img 6110

Последний вопрос – Марк, ты играешь в компьютерные игры со своим сыном? Если да – во что вы играли в этом году и на какой консоли?


Нет, я перестал играть пару лет назад. Мой сын играет в Xbox. Мой брат, Дон Века, аудио директор в Activision, и он отвечает за последние версии Call of Duty.


Call of Duty наша семейная игра. Особенно второй Black Ops. Правда, мы рубимся по сети на PS3.

Марк, спасибо тебе за беседу и так как я еще не перестал играть, пойду-ка я после разговора с тобой проведаю джойстик и оценю работу твоего брата.


Санкт-Петербург-Лос-Анжелес , весна 2014 года


Large pulsation 010 e