За два прошедших года компания Burton навела шороху, построив 13 парков по всей России. В 2014 году приоритеты у паркостроителей поменялись: если московский City Spot остается в прежнем формате, то Burton 13 Parks сокращаются в пользу одного глобального проекта. О том, как строить парки в России, нам рассказали американский шейпер Джо Стейнфелдс и его московский коллега Женя Конышев.


 


Thumb danil kolodin small dkol4880 copyJoe Steinfelds

Джо похож на что-то среднее между Розенбаумом и Капитаном Врунгелем: шикарные усы, идеально закрученные на кончиках, веселый прищур глаз, всегда хорошее настроение и любовь к своей работе. В прошлом году Джо провел в России около двух месяцев, приняв участие в строительстве почти всех локальных парков. В этом году он приехал на открытие City Spot, после чего рассказал о своих впечатлениях и специфике профессии шейпера.






Профессия: шейпер

 

Я начал работать с Burton около 8 лет назад. Но строить парки я начал сильно задолго до этого. Вообще я родился и вырос в Чикаго, это плоский город, как Москва, но переехал на озеро Тахо, катался один или два года на сноуборде, и вот спустя 12 лет я все еще живу там, работаю, строю парки – в этом вся моя жизнь.

 

Чтобы строить парки, нужно быть, в первую очередь, райдером. Нужно уметь прыгать на всех фигурах, которые ты строишь. Если ты не в состоянии самостоятельно тестировать парки, которые проектируешь – в этом нет никакого смысла. Это первое. Второе – нужно понимать, что тебе придется очень много работать. Дни напролет, часто без какой-либо человеческой благодарности. Ты просто должен любить это дело.


Когда я сейчас смотрю на парки, 
которые строил много лет назад, 
я думаю: «я бы ни за что на свете не построил это сегодня!».  

Существует много райдеров, которые хотят и очень любят строить парки, но у них далеко не всегда это выходит хорошо. Все упирается в опыт. В годы опыта. Со временем ты просто начинаешь чувствовать, как и что нужно сделать. Когда я сейчас смотрю на парки, которые строил много лет назад, я думаю: «я бы ни за что на свете не построил это сегодня!». Строительство парков – это новый феномен, и не так много людей знает, как это делать правильно. В основном весь процесс упирается в катание, тестирование фигур, работу с прорайдерами и их комментарии. Наш спорт очень быстро развивается, и те трамплины, которые мы строили 3 года назад для одних райдеров, уже не подойдут для них сегодня, потому что меняется уровень и стиль катания. Как бы наивно это ни звучало – в этом деле очень часто нужно прислушиваться к своей душе.


Thumb danil kolodin small dkol4851

 Фото: Данил Колодин


Первая и самая распространенная ошибка при строительстве парков – это слишком большие фигуры. Когда ребята строят парки в России, они строят их под себя (что я, конечно, прекрасно понимаю), но если мы хотим, чтобы люди научились прыгать на сноуборде, мы не можем просто взять и построить для них 20-метровый трамплин. Еще часто возникает проблема со скоростью в линии. То есть сначала, например, стоит тот самый 20-метровый кикер, а за ним – 10-метровый. По-английски это называется Flow (поток), и он часто нарушается из-за недостатка опыта шейперов. Только с опытом можно прочувствовать такие вещи, как угол и длина вылета и приземления, и если шейперы не до конца в этом рубят – это не их вина, просто у них еще недостаточно опыта.

 

Никакой школы ратратчиков в Америке нет – чтобы научиться управлять ратраком и строить парки, нужно быть энтузиастом и проявлять инициативу. Все мои знакомые парковые ратратчики начинали со скучного шейпа трасс и потихоньку старались помогать строить парки, в процессе чего набирались опыта. Мне очень повезло – в парке, в котором я работал, все было на высоте: только на парк в нашем распоряжении было 6 ратраков и 15 водителей. Это меня, конечно, сильно испортило. Поездка в Россию открыла мне глаза. Вы спрашиваете, почему у вас нет парков – потому что у вас нет курортов, на которых было бы по 15 ратраков.


Thumb danil kolodin small dkol4861

Фото: Данил Колодин


Back to USSR


С каким годом развития сноубординга в Америке я бы сравнил российский сноубординг сегодня? Это сложный вопрос – тут все очень зависит от того, в какой части страны ты находишься. Кое-где все выглядит вполне как в Штатах, а где-то кажется, что ты попал в машину времени, обратно в 90е или даже в 80е – настолько старое там оборудование. Еще одно отличие России от США – это менталитет. Зачастую было непросто объяснить управляющим курортов и водителям ратраков, что нам нужно, потому что они не всегда понимают, что надо сделать.

 

Я помню все города России, в которых побывал. Не уверен, что не напутаю с порядком, но все города я могу перечислить: Москва, Уфа, Казань, Набережные Челны, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Мурманск, Шерегеш и Сочи.



 

Это было просто невероятное приключение, очень важный опыт в моей жизни. Мне было приятно увидеть, как местные ребята делают все возможное, чтобы у них появился сноуборд-парк, как сноубординг воспринимается все более серьезно. Я был рад оказаться неким послом Burton, общаться с ними, отвечать на вопросы. Ребята прогрессируют, смотрят видео из других частей света, делают свои видео, это здорово. Владивосток – офигенный город, но больше всего мне понравилась Камчатка. Петропавловск-Камчатский – просто мечта фотографа. Я почти на каждом шагу находил интересные ракурсы. Поэтому я не удивлен, что на Камчатке так много джибберов.


Поездка в Россию открыла мне глаза. 
Вы спрашиваете, почему у вас нет парков – 
потому что у вас нет курортов, 
на которых было бы по 15 ратраков.    

Трип по России был самым стремительным в моей жизни. В некоторых городах мы останавливались всего на пару дней, а в некоторых - всего лишь на несколько часов! На Камчатке, например, я был меньше дня, но за это время успел не только посмотреть парк в Петропавловске-Камчатском, но и съездить в горы.



 

Самый развитый в плане парковой инфраструктуры регион – это Сочи (Роза Хутор), но это, скорее, исключение – у них там своя история. Помимо Олимпийских курортов я бы отметил Казань – у них очень высокий уровень инфраструктуры – и Шерегеш. Вот, наверное, три самых развитых региона из всех, где я был. При этом даже там у местных водителей никаких навыков, мы сидели с ними в ратраке и пошагово объясняли, что и как им надо сделать – это было непросто. Сам я не мог сесть за руль ратрака, потому что если вдруг что случится – я буду нести за это ответственность.


Thumb burton parks 1 

Burton Park, Шерегеш


Какие отзывы о парках я слышал? Я не очень много слышал комментариев от местных райдеров, потому что я не говорю по-русски, а ребята почти не говорят по-английски, но в среднем хорошие райдеры обычно хотели трамплины побольше, но это всего лишь один процент катающихся, а мы делали парки для всех. Я ни в коем случае не хотел их обделять, но у нас просто не было столько времени, чтобы угодить всем. Но дети были в восторге. В некоторых местах говорили, что трамплины, наоборот, слишком большие. Всем угодить невозможно.


Насчет склона в Канте пока не совсем понятно, что нам там дадут сделать, но это будет что-то интересное в любом случае, больше рассчитанное на начинающих.

 

City Spot в Парке Горького по сравнению с прошлым сезоном – это большой прорыв. Команда разработчиков и шейперов проделала серьезную работу. Благодаря смене места расположения City Spot стал выглядеть круче, теперь его видно с другого берега реки, и оттуда читается большая надпись Burton, это заинтересовывает людей. Я не знаю ни одного города ни в США, ни в мире, где был бы постоянный зимний парк на улице в самом центре города. Если что-то и строят таким образом – то это, скорее, огромные фигуры для соревнований или шоу, которые строят только на выходные. Мне кажется, это офигенный проект.

 


 


Thumb 422895 3486854416046 2032506462 n copyЖеня Конышев

Женю можно смело называть ветераном российского сноубординга. Как райдер он стоял у истоков сноуборд-движения, успешно участвовал в первых соревнованиях, ездил на первые лагеря на Эльбрусе и Домбае, снимался в первых российских сноубордических фильмах. Сейчас Женя работает в Burton, с высоты своего опыта отвечая за строительство парков в Москве и регионах.

 





История City Spot


Все началось с City Spot на Флаконе. Он был не такой большой, как сейчас в Парке Горького – там было всего две фигуры - наклонный боксик и перилка. Для нас это был, скорее, небольшой эксперимент, рассчитанный на тех, кто живет в городе и не может позволить себе часто куда-то выбираться. Как оказалось, было много желающих прийти туда покататься, но мы немного ошиблись, сделав фигуры для тех, кто уже катается на уровне. Новичкам на том споте было особо нечего делать.


Thumb city spot flacon

 City Spot, Флакон

В следующем году мы решили перенести City Spot в Парк Горького, добавить фигур для начинающих и сделали простую горку для тех, кто только учится кататься. Горка у нас не пользовалась успехом – в Москве много склонов побольше. Что же касается джиб-секции, то она как раз обкатывалась на ура, всем хотелось еще больше фигур, а мы решили, что на следующий год сделаем проект масштабнее и добавим совсем маленьких фигурок для детей.


Thumb city spot gorky park

City Spot в Парке Горького, 2013 год 


В этом году мы убрали учебную горку и из получившегося материала сделали 3 зоны: beginner, amateur и pro. Весь парк мы построили за неделю.

 

В парке без шлема кататься нельзя, но мы выдаем шлемы бесплатно. Есть переодевалка, чайная комната, где можно посидеть и согреться. Также любой желающий может прийти с плеером и поставить свою музыку.


Thumb city spot 2014

City Spot в Парке Горького, 2014 год


Thumb city spot scheme


Понедельник – технический день для Burton City Spot и для всего Парка Горького, в этот день парк шейпится и не работает для посетителей. И все равно приходят ребята, говорят, «Пустите, я вам помогу все отшейпить!» Но мы, к сожалению, не можем никому давать кататься в этот день.

 

На открытии было очень много народу. Большинство из тех, кто пришел покататься, я вообще не знал в лицо, половина из них вообще в первый раз в этом году встала на сноуборд, но ребята все равно пришли и что-то пробовали. Было очень много детей разного возраста, от самых маленьких до 9-10 лет, много девушек, ну и, конечно, классическая история – наши неубиваемые джибберы поднялись с диванов, оставив дома свой пафос.

 

4 шейпера работают в парке 2 раза в день: вечером и после обеда, часа в 3-4. Тяжелее всего поддерживать самый верх склона и сходы приземлений – они часто раскатываются до дерева.  Но эту проблему мы стараемся решать.


Burton в регионах


В регионах в этом году мы хотим опять провести Burton Parks Tour, возможно, в каких-то новых городах. Также остается призер прошлого года – это город Уфа.


Thumb bp abakan 2

Ростелеком 13 Parks Tour, Абакан


Thumb bp saratov

Ростелеком 13 Parks Tour, Саратов


Однако хочется сконцентрироваться на чем-то одном. Мы нацеливаемся на постройку долгосрочного проекта Burton Resort или Hub – это будет большая территория, куда человек приезжает, селится в Burton-гостиницу, катается в Burton-парке, покупает вещи в Burton-магазине, пьет Burton-пиво, берет Burton-инструктора и так далее. Мы не хотим распыляться на много парков в этом году, а более качественно подойти к единому проекту.

 

Благодаря паркам, которые мы построили в регионах, уровень катания в них сильно вырос. Особенно хорошо это заметно там, где раньше вообще никаких парков не было, и люди практически не знали, что такое сноубординг. Очень хороший показатель – это количество участников на контестах. По сравнению с позапрошлым годом в прошлом году количество райдеров на соревнованиях увеличилось на 30 процентов. В Барнауле в прошлом году участвовало уже более 70 человек.


Очень приятно видеть, как много в регионах энтузиастов. Ведь почти все парки были построены волонтерскими руками - ребята хотят, чтобы у них был парк, и делают все для этого. За что им огромное спасибо.




Burton Friends


Thumb bp yuzhno sahalinsk

Burton Park, Южно-Сахалинск 


В 5 городах, которые проявили инициативу и очень захотели, чтобы парк остался, мы оставили фигуры на их попечительство. Этот проект называется Burton Friends. По всей России есть люди, готовые развивать сноубординг в своих регионах, организовывать мероприятия и школы, строить парки – и мы с такими людьми стараемся дружить и всячески их поддерживать. Сейчас фигуры остались на Дальнем Востоке (Владивосток, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский), а также в Абакане и Оренбурге. У нас есть условие – в рамках этого проекта в каждом парке организаторы должны провести за этот сезон по 3 бесплатных обучающих фристайловых мероприятия. Подробнее о проекте можно почитать здесь.