Перу Даер (Peru Dyer) - уличный художник из Монреаля, который помимо рисования на стенах иногда занимается дизайном скейтбордов и одежды. Так, например, он является автором серии Mayan от Creation Skateboards. Мы подготовили эксклюзивное интервью, с которым вы можете ознакомиться ниже.

Когда ты начал рисовать, и когда решил стать граффити художником?

Я нарисовал свой первый кусок в конце 90-х на стенке вдоль автострады в городе Лима – там я вырос. Что привлекло меня в граффити, так это его безоговорочное присутствие. Я начал ставить тэги, когда я был частью футбольной банды – тогда я еще и не подозревал о существовании граффити. Раньше мы гуляли по городу и писали повсюду название нашей банды. Мы использовали абсолютно все: аэрозольную краску, маркеры, сорванные цветы, и даже писали пальцами на грязных городских стенах – использовали все, чтобы оставить свой след. Тогда я не видел, как это соотносилось с изобретением тэггинга и граффити, но это было моей любимой частью пребывания в рядах футбольной банды помимо дебошей, которые мы устраивали после победных матчей. Я начал замечать граффити в скейт-парках и на футбольных стадионах по всему городу, и когда у меня появился Интернет, я засиживался на Art Crimes, скрупулезно изучая стили.

Что заставляет тебя заниматься граффити? Какая часть этого процесса наиболее интересна для тебя?

На самом деле, я не знаю, но до тех пор, пока это приносит мне счастье, мне и не нужно понимать это. Когда я рисую, я погружаюсь в подобие шаманского транса, и все мои проблемы исчезают. Это весело и ты всегда извлекаешь какие-то уроки, когда рисуешь, но ничего не сравнится с тем ощущением, которое возникает после круто нарисованного куска.

Расскажи о местной сцене. Есть ли у канадского стрит-арта и граффити свой собственный стиль?

Канада – огромное место. Я живу в Монреале уже почти 10 лет, и у него есть свой стиль. Можно разбить стили на восточные и западные, но вы е найдете ничего похожего на Монреаль, так как здесь живут художники со всего мира. Местные, например Stare, недооценены, и я не понимаю этого. Kems из 3A живет здесь, также как Scien и Klor из 123 Klan. Здесь столько талантов, что очень сложно держать планку.

Канада – очень холодная страна. Ты рисуешь зимой?

Мне кажется, у русских райтеров та же проблема – просто ужасно. Не хочется находиться на улице долго, даже несмотря не то, что я обычно занимаюсь бомбингом в нетрезвом состоянии и не чувствую холода, я не буду рисовать при температуре ниже -10, которая характерна лишь для начала и самого конца зимнего сезона. Я получил обморожение, когда впервые рисовал на поезде, я извлек урок из той ситуации. Несмотря на это, иногда выдаются безветренные ночи, в которые, если правильно одеться, можно прогуляться сквозь тихие аллеи и порисовать на чем-нибудь интересном.

Считаешь ли ты себя известным художником? Что слово «известность» означает для тебя?

«Успех не есть путь к счастью. Счастье есть путь к успеху».

Твои рисунки очень позитивные. Отражают ли они твой внутренний мир? Какой ты человек?

Все, что ты делаешь, отражает твой «внутренний мир», если ты думаешь об этом. Я играю с каждым цветом, и если у людей поднимается настроение, когда они видят мои работы, я все делаю правильно. Мой стиль полностью завершил несколько циклов развития, и что я понял, так это то, что простейшие формы могут передавать максимум эмоций. Мне кажется это да Винчи сказал, что простота обладает наибольшим совершенством.

Я обычный парень; я ненавижу стоять в очередях, я упрям, горд, и склонен к навязчивому неврозу; мне нравится хорошо проводить время со своими друзьями и семьей, и есть хорошую еду или наслаждаться кино. Всю мою жизнь я был предан скейтбордингу и граффити, но с годами ты стареешь, и твои возможности не позволяют тебе жить так беззаботно. Мы с женой вместе уже 4 года и планируем обзавестись детьми.

Подходящим ли местом для граффити и стрит-арта являются галереи?

Галереи являются подходящим местом для любого вида искусства. Граффити по определению является нелегальным уличным искусством; все, что нарисовано на улице – стрит-арт. Когда он перетекает в галереи, он перестает быть стрит-артом. Все просто.

Лучше работать как часть команды, или художник должен работать один?

Я думаю, у обоих вариантов есть свои плюсы, поэтому конечный выбор зависит от человека. Всегда хорошо начинать в команде, чтобы было с кем соревноваться. Рисование всегда доставляет мне удовольствие, но я особенно счастлив, когда рисую со своей командой – Wastoids. Мы как группа поддержки; возможно, наша жизнь не удалась в различных сферах, будь то школа, работа, женщины или жизненный выбор… но, в конце концов, радость от хорошей идеи или круто нарисованного куска приводит все в порядок на какой-то момент, ха-ха.

Трейн-бомбинг очень популярен в России. Популярен ли он в твоей стране? Ты когда-нибудь рисовал на поездах?

В Канаде не так много электричек, и в зависимости от того, где ты живешь, не так-то просто до них добраться. Что у нас есть, так это грузовые поезда и много депо, которые можно посетить. Свой первый рисунок я сделал на поезде. С тех пор металл стал моей любимой поверхностью.

Что ты думаешь о современной тенденции перехода граффити в виртуальное пространство. В наши дни многие выкладывают свои рисунки в Сеть, как только они дорисованы. Как ты к этому относишься?

Это дает распространение опыту и позволяет поддерживать удовлетворенность. Очень здорово знать, что люди со всего света видят твои работы, но раньше граффити походило на буддистскую мандалу – процесс создания был более важен, чем конечный результат. Ты не думал о том, насколько долго она останется на стене – фотографии в твоем архиве было достаточно. Раньше мы обменивались фотографиями по почте, а сейчас у всех есть фликер или сайт, на который фотографии работ выкладываются через секунду после их завершения. Хотя, все это часть эволюции – здесь также множество позитивных моментов. Люди изучают стили со всего мира и могут поддерживать контакты. Все это хорошо.